МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Истоки

 

Где-то среди черноземных полей раскинулось село с незамысловатым названием Ровенка. Здесь сто двадцать лет тому назад и появился на свет А.В. Ильинский. К сожалению, мы мало знаем о его родителях. Известно, что в 1902 году его отец, надворный советник Василий Трофимович Ильинский, трудился в Павловском уездном духовном училище (ныне Воронежская область).

Жизненные пути-дороги привели юношу в станицу Константиновская, что на Дону. Он стал учиться в коммерческом училище. Учащиеся активно участвовали в разных спектаклях, и Александр понял, что не может жить без театральной сцены. В 1918 году он поступил в Ростовский театр миниатюр.

Всё было в творческой биографии будущего народного артиста СССР: робкие попытки, первые провалы. Но он упорно шел к намеченной цели - стать опереточным актером.

География его театральной эпопеи огромна. Ему пришлось поколесить по стране.

В 1922 году он покидает Ростов-на-Дону. Впереди был Харьков, Минск. С 1926 года он выступает на сцене театра имени Коласа в белорусском городе Витебске. В 1935 году подающего надежды актера приняли в труппу Сталинградского театра музыкальной комедии. По воспоминаниям современников этот худой «парень с широкими острыми плечами и длинным простецким лицом имел душу вдумчивого и взыскательного художника…». Благодаря ему в оперетту было привнесено самое лучшее из старой школы, что обогатило новую, советскую.

Театральный рецензент А.Г.Филиппов отмечал в своей статье: «Я видел много разных опереточных комиков, Ильинский же запомнился мне больше всех. В нем не было ничего нарочитого, утробно-смешного. На сцене он был очень естественен, подвижен, легок и обаятелен. В каждой своей роли он стремился выявить движущую силу образа – мысль».

Надолго сталинградцы довоенного периода запомнили роли графа Кутайсова в «Холопке» Стрельникова, Менелая в «Прекрасной Елене» Оффенбаха, Никиши в «Весёлой вдове» Легара, Фраскати в «Фиалке Монмартра» Кальмана. Зрители хорошо запомнили улыбку Ильинского, всякий раз новую и характерную, неповторимую для каждого персонажа оперетты. Будь то задушевный и открытый моряк Никита Мальцев «На берегу Ангары» Блантера или наглый и циничный адъютант Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке» Александрова.

И всегда у Александра Васильевича находилось в запасе что-то новое, уморительно смешное и остроумное. Для него было характерно яркое комедийное дарование. В гротескной форме он старался раскрыть черты своих любимых героев. Блестяще исполнял роль графа в «Марице», «Цыганском бароне».

Критика того времени отмечала его неповторимую манеру игры, яркую индивидуальность, технику исполнения. Вершиной его творчества в Сталинградском театре музыкальной комедии стала роль прославленного русского полководца А.В.Суворова в спектакле «Дочь фельдмаршала». Зрителей поражали и смешная наивность, и непосредственность. По словам самого актера, это была самая сложная для него роль.

Проявил Ильинский себя и как талантливый режиссер. Он блестяще осуществил постановку оперетт «Чудесный край» Рябова, «Голубые скалы», Заграничного, «Холопка» Стрельникова, «Баядера» Кальмана и многие другие.

Великая Отечественная война нарушила творческие планы Ильинского. Фронт подошел к Сталинграду. Александр Васильевич принял активное участие в оборонительных работах, во главе театральной труппы был неоднократным гостем в воинских частях.

Особенно он гордился медалями «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.».

В 1947 году он осуществил талантливую постановку оперы «Любовь Яровая» Энке во Львовском театре оперы и балета. В 1946 году ему присваивают звание заслуженного, а через девять лет - народного артиста РСФСР. В 1946 году он был удостоен Сталинской (Государственной) премии.

Сталинградцы искренне любили своего кумира, неоднократно избирали его депутатом городского Совета. В августе 1956 года тысячи поклонников его таланта провожали Ильинского в последний путь как одного из лучших и одаренных опереточных актеров.

Последние комментарии

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика