МЫ
В СОЦСЕТЯХ |            

Истоки

 

Территория нашего района долгое время входила в состав Усманского уезда Тамбовской губернии. Основной костяк населения – крестьянство, делившееся на государственных и крепостных-помещичьих. Последних насчитывалось небольшое количество. Правительство особо не стремилось к просвещению крепостного народа. А вот для государственных крестьян по июньскому указу 1841 года император Николай I повелел открывать сельские училища.

В нашем районе такое училище было открыто 1 мая 1841 года в крупном волостном селе Талицкий Чамлык. В 1856 году произошли два больших события на ниве просвещения. Из села Княжая Байгора в Нижнюю Матренку было переведено училище. А из села Крутчинская – в Верхнюю Матренку. К концу 1856 года в уезде насчитывалось только семь школ, где обучалось 305 мальчиков и всего 27 девочек. Между тем, на территории уезда проживало без малого девяносто тысяч крестьян. Их дети только могли мечтать об учебе.

После отмены крепостного права в 1861 году и с учреждением земств количество школ резко увеличилось. В 1867 году Усманское уездное земство открывает школы в Нижней Матренке, Демшинских Выселках (ныне село Демшинка), Павловке, а через год – в Верхней Плавице, Березнеговатке, Новочеркутино. В 1869 году в школу пошли салтычковские и хворостянские мальчишки и девчонки. В 1870 году распахнула свои двери земская школа в Лебедянке.

Бюджет земства на образование и медицину был мизерным, тем не менее, оно радело за открытие новых школ. В 1871 году порог земской школы перешагнули дети из Александровки, Борисовки и Верхней Матренки. Через год школу могли посещать дети из Богородицкого, Пушкино, Талицкого Чамлыка, Чамлык-Никольского и Чамлыка. В 1874 году открылась школа и в Отскочном.

Бывшие крепостные крестьяне, а теперь временнообязанные, были заинтересованы в том, чтобы их чада учились. В 1869 году в согласовании с земством на многих сельских сходах было принято решение платить по две копейки с каждой десятины общинной и купчей земли на народное образование. Помещики тоже решили помочь и стали давать по копейке с каждой десятины. Но тогдашний тамбовский губернатор Н.М. Гартинг по каким-то причинам пресек эту инициативу, хотя положение в ряде волостей в сфере образования было плачевным. В 1884 году в Барятинской волости (ныне село Богородицкое) читать и писать могли только 99, в Дмитриево-Дуровской  волости – 23, в Павловской – 90, в Сафоновской – 50, Тихвинской – 15 мужчин. Женщины в подавляющем большинстве вообще не знали азов грамотности. В тогдашней самой крупной Нижнематренской волости, где насчитывалось 9019 человек, читать и писать могли всего 213 мужчин и 2 женщины. В других волостях дела обстояли не лучше.

Но позднее будут открыты церковно-приходские школы и школы грамоты. В 1887 году в в таких школах обучался 2841 ребенок. Сами школы, их санитарно-гигиенические условия оставляли, конечно, желать лучшего. Так, в Барятино школа располагалась в кирпичном здании, но славилась своей сыростью, низкой температурой в зимнее время.Здесь царил холод, дымила печка. Воду брали из протекающей рядом речки Плавутки. В других селениях церковно-приходские школы ютились в церковных сторожках. А занятия начинались в восемь часов утра и заканчивались только в 16 часов 30 минут. По данным 1903 года, в нашем районе насчитывалось 18 земских, 19 церковно-приходских и 8 школ грамоты. В последних обучалось 155 человек, в церковно- приходских -730. И самое большое количество детей,1004 человека, посещало земские школы. Одной из самых больших земских школ по количеству охвата обучающихся была Новочеркутинская. Здесь в двух классах насчитывалось 112 учеников. В тогдашнем селе Чуевка, которое позднее стало составной частью Добринки, в земской школе учились 53 ученика. Была здесь и церковно-приходская школа, где обучалось тридцать ребятишек.

P.S. Тема становления и развития в нашем районе народного образования в те далекие годы еще ждет своего кропотливого исследователя.

Последние комментарии

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика